Игры и упражнения для развития связной речи старших дошкольников

Малютина Е.А., педагог-психолог

Будущим первоклассникам!!!

  Формирование правильной, грамотной речи—одно из основных задач при подготовке детей к школе. Ребенок с хорошо развитой, связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выражать свои мысли и желания, правильно и четко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. И чем раньше ребенку помочь в овладении нормами грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать  в школе.

Для развития словарного запаса, формирования связной речи можно играть с детьми на прогулке, дома речевые игры и упражнения.

Упражнения «Назови умные словечки»

Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты («овощи», « цветы», «насекомые» и т.д.)

Игра «Что это?» (оборудование мяч)

Взрослый называет любой предмет и бросает мяч ребенку. Ребенок должен вернуть мяч и назвать обобщающие понятие, к которому относиться названный предмет. Например: яблоко—фрукт, юбка—одежда, туфли—обувь и т.д.

Упражнение «Угадай, кто это?»

 Угадай, о ком идет речь.

Беленький, длинноухий, трусливый, маленький (зайчик).

Рыжая, хитрая, пушистая, проворная (лиса).

Добрая, домашняя, ласковая, черная (кошка).

Большой, бурый, косолапый (медведь) и т.д.

Упражнение  «На что похоже?»

Предлагается подобрать похожие слова (сравнения).

Белый снег похож на … (что?)

Синий лед похож на …

Чистый дождь похож на …

Густой туман похож на …

Упражнение «Закончи предложение» или «Подбери сравнения»

Земля покрыта снегом, как …

Лед блестит у берега, как ..

Дождинки текут по лицу, как …

Упражнение «Закончи предложение»

Задание : «Попробуйте угадать конец фразы».

На столе лежит бумага и кра..

В лесу растут гри…  и т.д.

Упражнение «Пропавшие слова»

 Задание: «Прочитайте рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуйте догадаться, какие?

Стоит жаркая погода: небо _______, солнце светит ________, Коля и Вася идут гулять в поле _________. Они слушают там пение маленьких _________. Они собирают _________. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими __________. Дети торопятся вернуться _________. Но прежде чем они успели прийти, разразились ___________. Они постучались в один __________, чтобы укрыться от сильного __________, так как у них нет с собой ______,  и их одежда совсем. _______.

Упражнение «Чем закончилась?»

Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с ребенком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше и чем он закончится.

Упражнение «Сломанное предложение»

Взрослый зачитывает слова, а ребенок их дол-жен переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение.

Например, мама, печь, торт, вкусное – Мама печет вкусный торт.

Маша, играет, с, кукла – Маша играет с куклой.

Упражнение «Что я знаю о профессиях»

  Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач  и т.д.

Взрослый показывает ребенку картинки и предлагает составить предложение о человеке этой профессии.

Например: врач лечит детей, повар варит суп и т.д.

Упражнение «Лучший друг»

  Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравиться. Это может быть какой-то человек или животное. Попросите его рассказать о своем лучшем друге. «Где он живет? В какие игры любит играть?» и т.д.

 И еще несколько полезных советов для развития связной речи

 —       Создание фотоальбома о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, его комнате, вашей семье, домашнем любимце и т.д.

—       Чаще просите ребенка рассказать, что он видел, где бывал, что делать. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях.

—       Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке…Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.

—       Если вы посмотрите с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном вам.

—       Активируйте речевой развитие ребенка: больше рассказываете ему о разных вещей, побуждайте его к использованию в своей речи новых слов, учите строить фразы и предложения. Обучение ребенка, в том числе и связной речи, — это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.

 

Желаем Вам Успеха!