Малютина Е.А., педагог-психолог
Будущим первоклассникам!!!
Формирование правильной, грамотной речи—одно из основных задач при подготовке детей к школе. Ребенок с хорошо развитой, связной речью легко вступает в общение с окружающими: он может понятно выражать свои мысли и желания, правильно и четко сформулировать вопрос, договориться со сверстниками. И наоборот, неясная речь, скудный словарный запас весьма затрудняют общение со сверстниками и взрослыми. И чем раньше ребенку помочь в овладении нормами грамотной речи, тем увереннее он будет себя чувствовать в школе.
Для развития словарного запаса, формирования связной речи можно играть с детьми на прогулке, дома речевые игры и упражнения.
Упражнения «Назови умные словечки»
Назови как можно больше слов, обозначающих фрукты («овощи», « цветы», «насекомые» и т.д.)
Игра «Что это?» (оборудование мяч)
Взрослый называет любой предмет и бросает мяч ребенку. Ребенок должен вернуть мяч и назвать обобщающие понятие, к которому относиться названный предмет. Например: яблоко—фрукт, юбка—одежда, туфли—обувь и т.д.
Упражнение «Угадай, кто это?»
Угадай, о ком идет речь.
Беленький, длинноухий, трусливый, маленький (зайчик).
Рыжая, хитрая, пушистая, проворная (лиса).
Добрая, домашняя, ласковая, черная (кошка).
Большой, бурый, косолапый (медведь) и т.д.
Упражнение «На что похоже?»
Предлагается подобрать похожие слова (сравнения).
Белый снег похож на … (что?)
Синий лед похож на …
Чистый дождь похож на …
Густой туман похож на …
Упражнение «Закончи предложение» или «Подбери сравнения»
Земля покрыта снегом, как …
Лед блестит у берега, как ..
Дождинки текут по лицу, как …
Упражнение «Закончи предложение»
Задание : «Попробуйте угадать конец фразы».
На столе лежит бумага и кра..
В лесу растут гри… и т.д.
Упражнение «Пропавшие слова»
Задание: «Прочитайте рассказ. Но некоторые слова в нем потерялись. Попробуйте догадаться, какие?
Стоит жаркая погода: небо _______, солнце светит ________, Коля и Вася идут гулять в поле _________. Они слушают там пение маленьких _________. Они собирают _________. Вдруг небо становится темным, оно покрывается большими __________. Дети торопятся вернуться _________. Но прежде чем они успели прийти, разразились ___________. Они постучались в один __________, чтобы укрыться от сильного __________, так как у них нет с собой ______, и их одежда совсем. _______.
Упражнение «Чем закончилась?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с ребенком смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше и чем он закончится.
Упражнение «Сломанное предложение»
Взрослый зачитывает слова, а ребенок их дол-жен переставить таким образом, чтобы получилось целое предложение.
Например, мама, печь, торт, вкусное – Мама печет вкусный торт.
Маша, играет, с, кукла – Маша играет с куклой.
Упражнение «Что я знаю о профессиях»
Оборудование: картинки с изображением людей разных профессий: шофер, повар, учитель, строитель, врач и т.д.
Взрослый показывает ребенку картинки и предлагает составить предложение о человеке этой профессии.
Например: врач лечит детей, повар варит суп и т.д.
Упражнение «Лучший друг»
Если вы ждете в помещении, где разложены журналы, можете поиграть в «рассказы о лучшем друге». Пусть ребенок выберет картинку, которая ему нравиться. Это может быть какой-то человек или животное. Попросите его рассказать о своем лучшем друге. «Где он живет? В какие игры любит играть?» и т.д.
И еще несколько полезных советов для развития связной речи
— Создание фотоальбома о жизни ребенка. Это могут быть альбомы о летнем отдыхе, его комнате, вашей семье, домашнем любимце и т.д.
— Чаще просите ребенка рассказать, что он видел, где бывал, что делать. Выслушивайте его рассказ до конца, помогайте при затруднениях.
— Пусть ребенок повторит свой рассказ другому человеку – папе, бабушке…Просите пересказать то, что вы прочитали ребенку вслух. Задавайте вопросы по содержанию текста.
— Если вы посмотрите с ребенком спектакль или фильм, пусть он расскажет об увиденном вам.
— Активируйте речевой развитие ребенка: больше рассказываете ему о разных вещей, побуждайте его к использованию в своей речи новых слов, учите строить фразы и предложения. Обучение ребенка, в том числе и связной речи, — это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
Желаем Вам Успеха!