Психолого — педагогическая помощь

Информационно- аналитическая справка об условиях реализации психолого- педагогической помощи воспитанникам МАДОУ детский сад 8 с особыми образовательными потребностями

В рамках реализации Программы коррекционной работы  как части Основной образовательной программы МАДОУ детский сад 8 созданы условия для реализации принципов инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и социальной адаптации:

— обеспечение достаточного материально- технического оснащения групповых помещений ДОУ, отдельных  кабинетов учителя- логопеда и педагога- психолога;

— организация отдельного кабинета- сенсорной комнаты;

— укомплектованность педагогическими кадрами: 1 учитель- логопед (1,50 ставки) и педагог- психолог (0,75 ставки);

— деятельность психолого- медико- педагогического консилиума МАДОУ детский сад 8 по комплексному сопровождению детей с особыми образовательными потребностями (Положение о ППк)

— осуществление взаимодействия со специалистами муниципальной ПМПК и ПС (Соглашение о взаимодействии) через проведение совместных мероприятий по повышению уровня психолого- педагогической компетентности педагогических и руководящих работников, законных представителей воспитанников в рамках сопровождения детей с ОВЗ;

— организация систематического повышения профессиональной компетентности специалистов психологической и логопедической службы ДОУ (в период 2014-2015 года специалистами пройдены курсы повышения квалификации в объеме 108 часов, краткосрочные курсы по разработке рабочих программ в соответствии с требованиями ФГОС ДО в объеме 16 часов, стажировку на базе Пермского государственного национального исследовательского университета Регионального института непрерывного образования   в объеме 72 часов).

В  адаптивной модели до­школьного образовательного учреждения лежит возможность:

  • ранней диагностики и динамического наблюдения отклонений в психофизическом развитии детей (Положение о логопункте);
  • интеграции детей с различным состоянием здоровья,  уровнем раз­вития, степенью адаптированности ребенка к ДОУ в условиях комплексного психолого-медико-педагогического подхода к диагностической, образовательной, оздоровительной, коррекционной работе.

            Эта система сопровождения ребенка представляется в виде цепи: комплексное обследование; разработка и реализация индивидуального маршрута с рекомендациями для воспитателей, специалистов и родителей; индивидуальная  или дифференцированная работа в условиях интегрированного обучения и воспитания; систематический анализ и уточнение индивидуального маршрута  с обоснова­нием рекомендаций для дальнейшего воспитания, обучения и оздоровления ребенка.

В рамках сопровождения воспитанников, испытывающих трудности в освоении образовательной программы и социальной адаптации, через ПМПконсилиум ДОУ разрабатываются индивидуальные программы психолого- педагогического сопровождения ребенка, в основе которых лежат следующие характеристики:

— законодательно закрепленный приоритет интересов ребенка при обязательном включении родителей как полноправных участников коррекционо- развивающей работы;

— мультидисциплинарность (комплексность), то есть осуществление сопровождения  с участием разных специалистов (педагога- психолога, учителя- логопеда, медицинского работника, инструктора по физическому воспитанию, педагога дополнительного образования) и воспитателей;

— независимость и автономность каждого специалиста при соблюдении принципа последовательности и преемственности при работе с ребенком.

         Основными формами реализации индивидуальных программ являются:

— диагностика уровня развития ребенка в соответствии с возрастной нормой;

— индивидуальные консультации специалистов для родителей;

— индивидуальные коррекционо- развивающие занятия с детьми;

— групповые занятия в рамках реализации программы по конструированию «Маленькие логики»;

—  обучающие занятия специалистов с детьми для родителей.

         Реализация данных программ в течение года приводит к следующему результату: до 80% детей, включенных в комплексное сопровождение специалистов ПМПконсилиума, в достаточной степени осваивают образовательную программу, обеспечивающую «равный»  старт ребенку на следующем уровне образования.

Способствует этому и тот факт, что педагогами своевременно осуществляется педагогический мониторинг уровня освоения содержания образовательных областей, который является основной для осуществления корректировки содержания индивидуальной программы сопровождения ребенка.

Такая оценка производится педагогическими работниками в рамках педагогической диагностики в ходе наблюдений за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности:

  • в ходе коммуникации со сверстниками и взрослыми (как меняются способы установления и поддержания контакта, принятия совместных решений, разрешения конфликтов, лидерства и пр.);
  • игровой деятельности;
  • познавательной деятельности (как идет развитие детских способностей, познавательной активности);
  • проектной деятельности (как идет развитие детской инициативности, ответственности и автономии, как развивается умение планировать и организовывать свою деятельность);
  • художественной деятельности;
  • физического развития.

Кроме этого, особая роль отводится сопровождению семьи воспитанника, целью которого повышение психолого- педагогической компетентности законных представителей детей дошкольного возраста как активных и заинтересованных участников процесса становления ребенка как личности. Для реализации данных задач в МАДОУ детский сад 8 разработана программа психологического родительского клуба «Школа позитивного родителя». Участниками программы являются родителей детей от 1,5 до 7- летнего возраста, которые учатся через практикумы:

  • поддерживать ребенка во время возрастных кризисов;
  • организовывать игры и упражнения, способствующие развитию познавательных процессов дошкольника;
  • конструктивному общению с ребенком.