«Кризис трех лет»

Ганьжина Е.А.,

воспитатель 1 младшей группы №2 «Капелька»

В жизни каждого ребенка бывает момент, когда он вдруг превращается из розовощекого, очаровательного карапуза с пухлыми ручками и ножками в самостоятельного и независимого человечка. Психологи этот сложный период называют кризисом трех лет. Что же это за кризис и как реагировать взрослым на его проявление? Л.С. Выготский описывает основные симптомы, характерные для поведения ребенка в период кризиса трех лет.

  • НЕГАТИВИЗМ. Для этого симптома характерно: делать все наперекор взрослому, отказ делать то, что просят делать взрослые, поступает вопреки своему аффективному желанию. Проявление негативизма в поведении ребенка отличается от обычного непослушания. Малыш отказывается выполнить просьбу мамы или папы потому, что он занят в это время другим делом. В данном случае мы имеем дело не с негативизмом, а с непослушанием. Малыш противится не конкретно маме, а именно содержанию просьбы. Негативизм же адресован непосредственно какому–либо человеку. Бывает и так, что ребенок отказывается выполнять просьбы только определенного человека: только мамы, только дедушки. Главное – сделать не так, как просит именно этот взрослый. С остальными взрослыми он может быть послушным и покладистым. В этом случае взрослому, вызывающему у ребенка вспышки негативизма, следует проанализировать характер взаимоотношений с малышом. Иногда взрослый может провоцировать вспышки негативизма, используя авторитарную модель взаимодействия с ребенком.
  • УПРЯМСТВО – Если ребенок упрямится, он будет долго настаивать на чем – либо только потому, что он так сказал, он так потребовал, а вовсе не потому, что ему так хочется. Взрослые должны научить малыша, как можно поступить в таких случаях, А не загонять его в угол своими требованиями. Конечно, взрослый может «выиграть битву», заставив ребенка сделать,  то, что он требует. Но лучше взрослому не вставать на позицию «кто кого». Это приведет к усилению напряжения и, возможно, к истерике ребенка. Он может усвоить манеру поведения взрослого и будет действовать подобным образом в дальнейшем.
  • СТРОПТИВОСТЬ. Она, в отличие от негативизма направлена не на человека, а против прежнего образа жизни, против тех правил, которые были в жизни ребенка до трех лет. Авторитарное воспитание в семье, когда родители часто используют приказы и запреты, способствуют яркому проявлению строптивости. Ребенок проявляет свою самостоятельность. Некоторые родители считают, ребенку надо давать полную самостоятельность и не ограничивать его ни в чем. Эти родители будут испытывать затруднения в тех ситуациях, когда действия ребенка все же приходится ограничивать. Родители должны быть более гибкими, довериться своей интуиции и научиться использовать весь педагогический арсенал воздействий, варьируя, в зависимости от конкретного случая.
  • ОБЕСЦЕНИВАНИЕ. Обесцениваются старые привязанности к вещам, к людям, к игрушкам. Ребенок часто ссорится со взрослыми в доме, находясь со всеми окружающими в состоянии войны.
  • ДЕСПОТИЗМ. В семье с единственным ребенком в семье. Малыш хочет добиться, чтобы исполнялись его любые желания, он хочет стать «господином положения». Средства, которыми он будет пользоваться в этом случае, могут быть самыми разнообразными, в зависимости от «слабого места» в поведении родителей.
  • РЕВНОСТЬ. Если в семье несколько детей, ребенок вынужден делить власть над окружающими с братом или сестрой. Такое положение его не устраивает, и он борется за власть изо всех сил. Ревность может проявляться открыто: дети часто дерутся, ссорятся. Иногда ребенок может на словах заявить, что он любит брата или сестру, а на самом деле ребенка раздирают внутренние противоречия, ему очень тяжело смириться, что у него есть соперник, претендующий, как и он сам, на любовь и внимание родителей. Чтобы не произошло подобного, родители должны более чутко относиться к потребностям каждого ребенка в семье.

Таким образом, во время кризиса трех лет маленький малыш вдруг превращается в неуправляемого, строптивого, упрямого и деспотичного ребенка. Ребенок изменился, взрослым тоже следует изменить свое отношение к нему, характер взаимодействия. Возрастает самостоятельность ребенка – необходимо увеличить степень свободы  в действиях ребенка. Ребенок бунтует против прежних правил в семье – надо сделать эти правила более гибкими, приспособить их к новым  потребностям малыша.

Л.А. Булдакова описала ребенка в период кризиса 3 лет.

Я негативен и  упрям,

Строптив и своеволен,

Средою  социальной я

Ужасно не доволен

Вы не даете мне шагнуть.

Всегда помочь готовы.

О, боже! Как же  тяжелы

Сердечные оковы.

Система « Я» кипит во мне,

Хочу кричать повсюду:

Я – самость, братцы, я живу,

Хочу!  Могу!  И Буду!

Список используемых источников:

  1. Графская Т.А., заместитель руководителя «Академии современных образовательных практик» г.Пермь.